На
этом этапе прежде всего разрабатывается
информационная модель.
После разработки информационной
модели задача приобретает вид,
позволяющий принять решение о выборе программной среды и чётко
представить алгоритм построения
компьютерной модели.
Цель
моделирования определяет
сложность модели
и выбор свойств прототипа
(оригинала), необходимых
исследователю и выявленных после формализации.
Если взять слишком много параметров, то задача построения модели
может оказаться нерешаемой.
При моделировании учитывают лишь некоторые
свойства объекта-прототипа, потому что учесть все свойства
объекта невозможно, да и не нужно. |
Варианты
построения информационной модели:
1 вариант. Создание
нескольких моделей. Начинают с самой
простой, а затем ее усложняют и уточняют, пока она не окажется
подходящей. Так делают, если задача не очень точно
сформулирована, если неизвестно точное количество
необходимых параметров.
2 вариант. Создание одной
модели, если задача заранее упрощена,
цель четко поставлена, параметры, которые необходимо учесть в
модели, чётко определены (например, задачи, которые решают в
алгебре или физике:
на уроках
математики и физики задаются задачи – модели реальных ситуаций.
Задача формулируется в упрощённой форме (например,
считается, что машина движется без остановок, с одной и той же
скоростью, что невозможно в действительности), цели
моделирования заранее определены (например, найти расстояние
между двумя пунктами), необходимые параметры заданы). |
Результатом
построения
информационной модели, как
правило, является
таблица характеристик объекта
(имя – параметры – действия – среда…). Но в зависимости от типа
задачи и целей моделирования, тип модели
может меняться (например, в ней присутствуют только некоторые
параметры, но нет действий и среды или это нетабличная
информационная модель). |
До
создания компьютеров после информационной модели делали макет
или пытались смоделировать явление в лабораторных условиях. С
появлением же компьютеров появилась возможность создавать
компьютерную модель.
Компьютерная
модель - это информационная модель, реализованная
средствами программной среды.
Например:
схема, выполненная в графическом редакторе, или диаграмма,
построенная специальными программами, или динамическая (меняющаяся)
модель явления, позволяющая посмотреть его изменения в течение
времени. Дизайнеры используют специальные программы, позволяющие
«собрать» интерьер помещения и «рассмотреть» его со всех сторон).

Первоначально
с помощью компьютерной модели решались только вычислительные
задачи, теперь же компьютерные модели позволяют выстроить и
образную модель объекта или явления (например, программистам
удалось смоделировать движение воздушных масс над поверхностью
земли или диспетчеры движения поездов работают с компьютерной
схемой движения).
 |
От
выбора программной среды зависит
алгоритм
построения компьютерной
модели,
а также
форма
его представления.
Например:
•блок-схема
(в ней отражается последовательность действий при решении
задачи);
•в
среде программирования –
это программа
(позволит выполнить необходимые расчёты, действия);
•в
прикладных средах это
последовательность технологических приемов,
приводящих к решению задачи (при моделировании в графическом
редакторе или текстовом процессоре алгоритм может быть
представлен в словесной форме, описывающей
последовательность действий).
|
При
моделировании на компьютере необходимо иметь представление о
классах программных средств,
их
назначении,
инструментарии
и технологических
приёмах работы.
Разнообразное
программное обеспечение
позволяет
преобразовать исходную информационную знаковую
модель
(табличную, иерархическую или сетевую)
в
компьютерную
и провести
компьютерный эксперимент. |