Что такое модель объекта или процесса и зачем её создавать? Какие бывают модели? Что такое информационная модель? Основные этапы моделирования Алгоритмическая модель Моделирование в языках программирования Моделирование в среде MS Excel
MS Excel – разновидность электронной таблицы. Это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах. Таким образом, с помощью этой программы можно решать задачи исследовательского характера, требующие большого количества вычислений. |
|||||||||||||||
Рассмотрим задачу исследования физических моделей. Построим информационную модель движения тела, брошенного под углом к горизонту |
|||||||||||||||
1 этап. Содержательная постановка задачи «Бросание мячика в площадку». В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в площадку определенной длины, находящуюся на известном расстоянии. Проведём формализацию задачи. Формулируем основные предположения: · мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой; · изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси 0Y можно считать равноускоренным; · скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОX можно считать равномерным. Вывод: можно использовать формулы для равноускоренного движения, известные из курса физики. При заданных начальной скорости v0 и угле бросания α значения координат дальности полета x и высоты y от времени можно описать следующими формулами:
Площадка расположена на расстоянии s и имеет длину l. Попадание произойдет, если значение координаты х мячика будет удовлетворять условию: s ≤ х ≤ s + l . Если х < s, то это означает "недолет", а если х > s + l, то это означает "перелет". |
|||||||||||||||
2 этап. Построение компьютерной модели движения тела в среде MS Excel.
|
|||||||||||||||
3 этап.
Исследование модели.
Исследуем модель и определим с заданной точностью 0,1 градуса
значения диапазона углов бросания, которые обеспечивают попадание
мячика в мишень (например, при скорости бросания
v0
= 18 м/с
в площадку длиной
l
= 1 м,
находящуюся на расстоянии
S
= 30 м).
Для определения диапазона углов используем метод Подбор параметра. Этот метод позволяет задать значение функции и найти значение аргумента функции, который обеспечивает требуемое значение функции. Функцией в нашем случае будет являться зависимость координаты тела x от параметра, т.е. угла бросания α. Для определения диапазона углов, необходимо определить два угла, которые обеспечивают попадания в ближний и дальний края площадки. Для заданных начальных условий (скорости бросания и расстояния до мишени) проведем поиск углов, которые дают попадание в площадку на расстояниях S = 30 м и S + l = 31 м. Ищем значение угла бросания, которое обеспечит попадание мячика в ближний край площадки, т.е. какой угол α обеспечивает значение функции x = 30 метров.
Далее, найдем угол бросания, который обеспечит попадание мячика в дальний край площадки, т.е. какой угол α обеспечивает значение функции x = 30 м + 1 м = 31 м.
Итак, существует диапазон значений угла бросания мячика от 32,6° до 34,9°, в котором обеспечивается попадание в площадку длиной 1 м, находящуюся на расстоянии 30 м, мячиком, брошенным со скоростью 18 м/с. Можно повторить исследование модели при другом начальном значении угла (например, 55°). |
|||||||||||||||
4 этап. Анализ результатов моделирования и принятие решения. Данная компьютерная модель позволяет решить поставленную задачу по исследованию движения тела, брошенного под углом к горизонту, подобрать оптимальные значения начальной скорости и угла бросания. |
(c) 2015, Максимовская М.А., maximovskaia_mar@mail.ru