Повторение
курса 7 класса
Четырёхугольники
Параллелограмм
и его свойства
Трапеция
Площади
Теорема
Пифагора
Подобные
треугольники. Признаки подобия треугольников
Пропорциональные
отрезки в прямоугольных треугольниках
Соотношение
между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Окружность.
Касательная к окружности
Центральные
и вписанные углы
Четыре
замечательные точки треугольника
Вписанная
и описанная окружности
"Соотношение между сторонами и углами
прямоугольного треугольника".
После изучения этой
темы:
-
Вы познакомитесь с понятиями
синуса, косинуса и тангенса острых углов в прямоугольном треугольнике;
-
Узнаете основное
тригонометрическое тождество;
-
Научитесь применять полученные
знания для решения задач.
Перед началом обучения обязательно
распечатайте материал для работы (нажмите на изображение ниже):
Дополнительные
материалы:
"Соотношение углов и сторон в прямоугольном треугольнике"
(презентация)
Обратите внимание!
В левом
столбце печатного материала находятся:
В правом
столбце печатного материала находятся:
-
графическая иллюстрация к теоретическому материалу;
-
таблица
значений тригонометрических функций некоторых углов;
-
формулу
основного тригонометрического тождества.
Материал
содержит пять разобранных задач и девять задач предлагается для
самостоятельного решения.
|
|
Печатный
материал содержит две страницы, которые выглядят так: |
|
Пример 1. По данным рисунка
найдите х. |
|
|
Общий вид решения задачи:
|
Слева напишем краткое условие
задачи, используя условные обозначения. |
С правой стороны от краткого
условия разместим рисунок, на котором отмечены данные задачи. |
Под условием и рисунком
запишем слово "Решение:" |
В решении используем
определение синуса острого угла - выразим синус угла В через
противолежащий катет АС и гипотенузу АВ прямоугольного треугольника АВС.
Значение синуса 60 градусов возьмём из таблицы значений
тригонометрических функций некоторых углов:
|
Напишем ответ к задаче:
|
Пример 2. По данным рисунка
найдите х. |
|
|
Общий вид решения задачи:
|
Слева напишем краткое условие
задачи, используя условные обозначения. |
С правой стороны от краткого
условия разместим рисунок, на котором отмечены данные задачи. |
Под условием и рисунком
запишем слово "Решение:" |
В решении используем
определение синуса острого угла - выразим синус угла Т через
противолежащий катет EF и гипотенузу
TF прямоугольного треугольника
TEF. Значение синуса 45
градусов возьмём из таблицы значений тригонометрических функций
некоторых углов:
|
Напишем ответ к задаче:
|
Пример 3. По данным рисунка
найдите х. |
|
|
Общий вид решения задачи:
|
Слева напишем краткое условие
задачи, используя условные обозначения. |
С правой стороны от краткого
условия разместим рисунок, на котором отмечены данные задачи. |
Под условием и рисунком
запишем слово "Решение:" |
В решении используем
определение тангенса острого угла - выразим тангенс угла
L через противолежащий катет
KN и прилежащий катет LN
прямоугольного треугольника KLN. Значение
тангенса 30 градусов возьмём из таблицы значений тригонометрических
функций некоторых углов:
|
Напишем ответ к задаче:
|
Пример 4. Найдите площадь
параллелограмма MPKN. |
|
|
Общий вид решения задачи:
|
Слева напишем краткое условие
задачи, используя условные обозначения. |
С правой стороны от краткого
условия разместим рисунок, на котором отмечены данные задачи. |
Под условием и рисунком
запишем слово "Решение:" |
В первом действии
из того, что PN и MN
перпендикулярны, сделаем вывод, что PN -
высота параллелограмма MPKN:
|
Во втором действии
рассмотрим прямоугольный треугольник MPN с
гипотенузой МР:
,
следовательно, можно воспользоваться сначала определением синуса острого
угла - выразить синус угла М через противолежащий катет
PN и гипотенузу МР и найти далее катет
PN:
,
а затем воспользоваться определением косинуса острого угла - выразить
косинус угла М через прилежащий катет MN и
гипотенузу МР и найти катет MN:
|
В третьем действии
найдём площадь параллелограмма MPKN как
произведение высоты PN на сторону
MN, к которой эта высота проведена:
|
Осталось написать ответ к
задаче: |
Пример 5. По данным рисунка
найдите АВ, ВС и АС. |
|
|
Общий вид решения задачи:
|
Слева напишем краткое условие
задачи, используя условные обозначения. |
С правой стороны от краткого
условия разместим рисунок, на котором отмечены данные задачи. |
Под условием и рисунком
запишем слово "Решение:" |
В первом действии
рассмотрим прямоугольный треугольник ABD с
гипотенузой AB:
,
следовательно, можно воспользоваться сначала определением синуса острого
угла - выразить синус угла А через противолежащий катет
BD и гипотенузу AB и
найти далее гипотенузу AB:
,
а затем воспользоваться определением косинуса острого угла - выразить
косинус угла A через прилежащий катет
AD и гипотенузу AB и
найти катет AD:
|
Во втором действии
рассмотрим прямоугольный треугольник CBD с
гипотенузой CB:
,
следовательно, можно воспользоваться сначала определение синуса острого
угла - выразить синус угла C через
противолежащий катет BD и гипотенузу
BC и найти далее гипотенузу
BC:
,
а затем воспользоваться определением косинуса острого угла - выразить
косинус угла С через прилежащий катет DC и
гипотенузу BC и найти катет
DC:
|
В третьем действии
найдём сторону АС треугольника АВС:
|
Осталось написать ответ к
задаче:
|
ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ
ВЕРНУТЬСЯ К ПРИМЕРУ 1
ВЕРНУТЬСЯ К ПРИМЕРУ 2
ВЕРНУТЬСЯ К ПРИМЕРУ
3
ВЕРНУТЬСЯ К ПРИМЕРУ 4
ВЕРНУТЬСЯ К ПРИМЕРУ 5
ПЕЧАТЬ МАТЕРИАЛА
©Материал
подготовлен учителем математики
Максимовской Мариной Алексеевной