Повторение материала 7, 8 классов. Решение задач Векторы. Сложение и вычитание векторов Векторы. Умножение вектора на число Применение векторов к решению задач и доказательству теорем Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах Уравнение окружности и прямой на плоскости Синус, косинус и тангенс угла. Формулы для вычисления координат точки на плоскости Соотношение между сторонами и углами треугольника Скалярное произведение векторов Правильные многоугольники Длина окружности и площадь круга Движения. Основные понятия Параллельный перенос Поворот
Векторы. Сложение и вычитание векторов
1. ВЕКТОРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (Презентация 1). 2. СЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ (Презентация 2). 3. ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ (Презентация 3).
Вы узнаете, что такое вектор, что такое длина вектора, что такое нулевой вектор;
Познакомитесь с понятиями КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ, СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ, ПРОТИВОПОЛОЖНО НАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ;
Научитесь узнавать равные векторы, строить равные векторы;
Научитесь складывать и вычитать векторы.
Раздел содержит два печатных материала: основные понятия и решение задач. Перед началом работы их необходимо распечатать.
(слева - теоретические сведения, справа - иллюстрации; добавлены задачи на построение равных векторов) |
(разобраны две задачи на вычисление длины вектора, добавлены задачи для самостоятельного решения) |
Слева пишем "Дано" и "Найти", справа от "Дано" помещаем рисунок к задаче. Под "Дано" и рисунком размещаем Решение задачи. 1) Так как АВСD - прямоугольник, то его противоположные стороны равны, следовательно, АВ = CD = 12 см, BC = AD = 16 см. 2) По определению длины вектора, его длина - это длина отрезка, которым он отображается. Поэтому записано: . 3) Также по определению длины вектора: . Диагональ BD делит прямоугольник на два прямоугольных треугольника. Рассмотрим п/у треугольник ABD, где BD - гипотенуза. Тогда по теореме Пифагора: BD2 = AB2 + AD2 = 144 + 256 = 400, откуда Не забываем написать Ответ. |
Общий вид решения задачи
|
Пояснения к Примеру №2 Слева пишем "Дано" и "Найти", справа от "Дано" помещаем рисунок к задаче. Под "Дано" и рисунком размещаем Решение задачи. 1) Так как ВН перпендикулярен AD, то треугольник АВН - прямоугольный, сторона параллелограмма АВ в нём - гипотенуза, ВН - катет. Если по условию угол А равен 30°, то ВН лежит против угла 30°, а, следовательно, равен половине гипотенузы: . Длина вектора НВ равна длине отрезка ВН: . 2) Треугольник BHP также прямоугольный, ВР - гипотенуза. Если угол НВР равен 45°, то и угол ВРН также равен 45° (по свойству острых углов прямоугольного треугольника), следовательно, прямоугольный треугольник BHP является равнобедренным (по признаку равнобедренного треугольника). Тогда ВН = НР = 5 (см). По теореме Пифагора ВР2 = ВН2 + НР2 = 25 + 25 = 50, откуда найдём длину вектора ВР: . Не забываем написать Ответ. |
Общий вид решения задачи
|
Раздел содержит два печатных материала: правила и законы сложения векторов и решение задач. Перед началом работы их необходимо распечатать
Правила и законы сложения векторов (к краткой теории - графические иллюстрации, примеры решения задач на построение равных векторов [с помощью чертёжных инструментов и на квадратной решётке]) |
(включает задачи на построение равных векторов, задачи на построение суммы векторов на квадратной решётке, задачи на применение законов сложения векторов). Разобраны две задачи на сложение векторов. |
|
|
|
|
Общий вид решения задачи: |
|
|
|
а) векторы и - не коллинеарные. В этом случае достаточно из конца вектора построить вектор, равный вектору (голубой вектор на рисунке). Тогда сумма этих векторов - вектор, начало которого совпадает с началом вектора , а конец - с концом вектора (красный вектор на рисунке).
б) векторы и - коллинеарные и противоположно направленные. Также из конца вектора строим вектор, равный вектору (голубой вектор на рисунке). Тогда сумма этих векторов - вектор, начало которого совпадает с началом вектора , а конец - с концом вектора (красный вектор на рисунке).
|
|
Пояснения к Примеру №2 | Общий вид решения задачи |
Задача решается одним из двух представленных способов. Оба способа использовать не нужно! I способ: используем правило многоугольника для сложения нескольких векторов с помощью чертежа - строим заданные векторы "один за другим", совмещая начало следующего вектора с концом предыдущего. По построению конец последнего вектора совпадёт с началом первого, т.е. в данном случае сумма этих векторов - "точка М", нулевой вектор ММ. II способ: используем переместительное и сочетательное свойства сложения векторов, а также правило треугольника: сумма двух векторов - это вектор, начало которого совпадает с началом 1 вектора, а конец - с концом 2 вектора, если начало второго вектора совпадает с концом первого. Начало вектора НР - это конец вектора МН, поэтому сумма векторов МН и НР - это вектор МР. Аналогично: сумма векторов МР и РО - вектор МО, далее - сумма векторов МО и ОS - вектор MS, сумма векторов MS и SM - равна 0, т.к. эти векторы противоположны. Ответ: |
Раздел содержит два печатных материала: правила вычитания двух векторов и решение задач. Перед началом работы их необходимо распечатать.
(в краткой теории - правила вычитания векторов, примеры построения разности векторов с помощью инструментов и на квадратной решётке) |
(разобрана задача на построение суммы и разности векторов на квадратной решётке, разобрана задача на применение правил сложения и вычитания векторов). |
Общий вид решения задачи |
|
Задача решается по одному из предложенных вариантов (оба варианта использовать не нужно!). Построение по Варианту 1: По правилу сложения векторов находим сумму векторов и . Затем пристраиваем вектор к найденной сумме и по правилу нахождения разности векторов находим разность вектора и вектора . Построение по Варианту 2: . Поэтому необходимый результат получен по правилу многоугольника - в конец вектора пристроено начало вектора , далее в конец вектора пристроено начало вектора |
|
Пояснение к примеру №2 | Общий вид решения задачи |
а) Разность векторов МВ и МС - вектор, начало которого - конец вектора МС, конец которого - конец вектора МВ, т.е. вектор СВ. Далее, по правилу сложения векторов получаем, что сумма векторов СВ и ВА - это вектор СА. б) В первом действии по результату, полученному в п. а), делаем вывод, что Во втором действии из условия, что треугольник АВС - равнобедренный, АС - его основание, а т. М - его середина, делаем вывод, что ВМ - медиана, биссектриса и высота треугольника АВС (по свойству равнобедренного треугольника), откуда получаем вывод, что треугольник АВМ - прямоугольный, а АС = 2АМ. В третьем действии по теореме Пифагора находим катет АМ прямоугольного треугольника АВМ, а затем вычисляем длину стороны АС. Не забываем написать ответ к задаче. |
|
1. ВЕКТОРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. | 2. СЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ. | 3. ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ |
Презентация 1 | Презентация 2 | Презентация 3 |