Повторение материала 7, 8 классов. Решение задач Векторы. Сложение и вычитание векторов Векторы. Умножение вектора на число Применение векторов к решению задач и доказательству теорем Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах Уравнение окружности и прямой на плоскости Синус, косинус и тангенс угла. Формулы для вычисления координат точки на плоскости Соотношение между сторонами и углами треугольника Скалярное произведение векторов Правильные многоугольники Длина окружности и площадь круга Движения. Основные понятия Параллельный перенос Поворот
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
Вы повторите понятия коллинеарных и неколлинеарных векторов;
Изучите лемму о коллинеарных векторах;
Узнаете, как разложить вектор по двум неколлинеарным векторам;
Научитесь решать простейшие задачи.
Раздел содержит один печатный материал: основные понятия с разобранными простейшими примерами и задачами.
(в начале - теория, которая применяется при решении задач. Рассмотрено три примера, две задачи предложено для самостоятельного решения) |
|
|
|
а) Т.к. векторы сонаправлены, то по Лемме коэффициент k > 0 и равен отношению длин векторов. б) Т.к. векторы противоположно направлены, то по Лемме коэффициент k < 0 и противоположен отношению длин векторов.
При решении данной задачи выполнять рисунок не надо. |
Общий вид решения Примера 1:
|
Пояснения к Примеру №2. а) По условию задачи и по рисунку данные векторы противоположно направлены, а, следовательно, коллинеарны. Тогда по Лемме k < 0 и противоположно отношению длин этих векторов. Т.к. длины векторов равны (по свойству параллелограмма), то k = -1; б) По рисунку мы видим, что данные векторы неколлинеарны, следовательно, невозможно применить Лемму и найти число k; в) По рисунку данные векторы сонаправлены, а, следовательно, коллинеарны. Тогда по Лемме k > 0 и равно отношению длин этих векторов. Т.к. по свойству параллелограмма длина отрезка ОС равна половине длины диагонали АС, то k = 1/2.
При решении данной задачи: выполнен рисунок, на рисунке отмечены все указанные в условии векторы (с помощью стрелок). |
Общий вид решения задачи:
|
Пояснения к Примеру №3. 1) По условию MKEF - параллелограмм, следовательно, его противоположные стороны равны и параллельны; Далее, из условия FT : TK = 3 : 1 следует, что длина отрезка FT = 3/4FK (отношение 3 : 1 считаем как отношение трёх "частей" к одной "части", тогда всего получается четыре "части" приходится на отрезок FK); 2) Этим действием мы получаем пары подобных треугольников (доказательство подобия треугольников следует в действии 3)). 3) Доказываем подобие двух треугольников (по первому признаку подобия треугольников - по двум соответственно равным углам). Из подобия треугольников следует равенство отношений сходственных сторон. Тогда получается, что отношение длин векторов FH и m равно 3/4. Аналогично (можно уже не доказывать подобие треугольников FTC и FKE) получаем, что отношение длин векторов FC и n также равно 3/4; 4) Применяем правило параллелограмма для получения вектора FT. Далее, подставляем полученные выражения для векторов FH и FC и получаем искомое разложение.
При решении задачи: не надо делать два рисунка. Все дополнительные построения и обозначения выполняются на одном рисунке. |
Общий вид решения задачи:
|
|
|